Под стражей. Информация предоставлена журналом «ГАИ»

Согласно данным, за первое полугодие 2010 г. в области за несвоевременную оплату штрафов были арестованы более пяти тысяч водителей. Только представьте - каждый день за решетку попадало почти три десятка автолюбителей!
Журнал «ГАИ» бросил клич на автофорумах и попросили откликнуться отсидевших. Реакция на призыв была разной. Сначала модератор попытался убрать наше сообщение, расценив выложенные для связи контакты как рекламу. Затем один форумчанин дал совет совершить кому-нибудь из редакции правонарушение, за которое положен арест. И писать статью, используя личный опыт. Идея хорошая. Но в коллективе не нашлось желающих настолько грубо нарушить правила, чтобы очутиться за решеткой. У всех - дети, семьи, работа.
Если честно, мы попытались попасть хотя бы на сутки на Елизавет, где обычно идет «отсидка». Чтобы действительно испытать все на собственной шкуре - атмосферу, «кухню», туалет, кровати. Но в обход нарушения, получив на это официальное разрешение в милиции. Пока положительного отклика у свердловских силовиков эта идея не получила.
Наконец, на наш призыв откликнулся один молодой пышминец, которого подвергали аресту дважды. Правда, оба раза срок наказания ограничился двумя сутками. И отсидел он их не на Елизавете, а в районном отделении милиции в Верхней Пышме. Опыт водителя Н., назовем его так, показался интересным. И на условиях анонимности мы публикуем его впечатления.
Эх раз, еще раз
В первый раз на скамью подсудимых водитель Н. угодил несколько лет назад. Инспекторы остановили его по пути в детский сад, куда он отправился вечером за ребенком. Попросили предъявить документы. На тот момент за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения он уже был лишен прав. И хотя Н. оказался трезв, как стеклышко, его не отпустили.
Отсутствие прав 24-летнего водителя никогда не останавливало. Автомобиль он водит с 15 лет. За эти годы «корочка» на руках была всего шесть месяцев. Прав управления автомобилем его лишали трижды. Первые два раза — на полтора года, в последний раз — на 1 год 10 месяцев.
Без прав он ехал и в то утро, когда его арестовали во второй раз. Правда, несмотря на отсутствие документов и большую дозу алкоголя, его подвергли аресту совсем за другое - за неповиновение сотрудникам милиции. Дело было так. Всю ночь с друзьями водитель Н. выпивал на озере Балтым. А с утра отправился домой отсыпаться. Тут на его пути и встретились сотрудники Госавтоинспекции. Понимая, что в таком состоянии ему не избежать очередного ареста, он не отреагировал на их требование остановиться. Инспекторы отправились в погоню. Но водитель Н., за долгие годы общения со службой ГИБДД хорошо изучивший права автолюбителей, и не собирался далеко убегать. По опыту он знал, что инспекторы имеют право оформлять протокол только в отношении водителя, задержанного на проезжей части дороги. Во дворе, в гараже или в лесочке можно спокойно бросать машину и убегать: в этом случае авто увозят на штрафстоянку, не применяя к водителю никаких санкций.
Н. заехал в лесок, где его и нагнал патрульный экипаж. Поскольку рядом находилась трезвая жена, вписанная в страховой полис и имеющая права, он надеялся, что их отпустят. Однако инспекторы вывели машину на дорогу и вызвали автоэвакуатор. Вот тут и возник конфликт. Водитель Н. встал на пути автоэвакуатора, не давая погрузить свою «девятку». Когда инспекторы попытались убрать его с дороги, он и начал совершать действия, которые позже в протоколе были зафиксированы как «тянул рубашку у инспектора, толкал его». Дело закончилось очередными двумя сутками ареста за неповиновение сотрудникам милиции.
О медосвидетельствовании
В этот раз на медосвидетельствование водителя Н. не отправляли - он сразу признал, что находится в состоянии алкогольного опьянения. А как тут не признаешь? По прошлому опыту он помнил, что выпитые три литра пива при анализе дали 0,36 промилле. В этот раз было выпито гораздо больше (на тот момент право на управление автомобилем при допустимой норме алкоголя еще не было отменено).
Но в вопросах медэкспертизы наш герой также обладает глубокими теоретическими и практическими знаниями. В теории, если у инспектора возникло подозрение в том, что водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а автолюбитель утверждает, что он трезв, на месте в присутствии двух свидетелей должен составляться протокол и выписываться направление на медицинское освидетельствование. Однако если при освидетельствовании анализ мочи или крови не подтвердит подозрения инспектора, то наказание в виде приличного штрафа грозит уже самому инспектору. Поэтому на практике случается, что инспекторы не торопятся оформлять протокол. Водителя сначала везут на освидетельствование. И если анализ положительный, протокол оформляется, если отрицательный, его просто отпускают, ничего не проводя официально. Одно из медосвидетельствований водителя Н. развивалось как раз по второму сценарию.
Поэтому, если вы уверены в своей невиновности, требуйте, чтобы инспектор оформлял протокол в присутствии двух очевидцев сразу, на месте задержания.
Милостивый суд
Итак, за неповиновение сотрудникам ГИБДД, водитель Н. угодил в районное отделение милиции. Пока шли разбирательства, ждали автоэвакуатор, оформляли протокол, время подошло к пяти вечера, суд уже не работал. А постановление об аресте может вынести только судья. Надо было ждать до утра. В первый раз водитель Н. договорился с дежурным милиционером, который под честное слово отпустил его до суда домой. Подставлять доброго дежурного нарушитель не стал и с утра пришел в суд. Пока ждал решения, особого контроля со стороны милиции не было. Вместе с другими задержанными Н. выходил на крылечко покурить. Мог спокойно уйти, но не стал обострять и без того непростые отношения с местными властями.
Во второй раз домой не отпустили - пришлось ждать суда в отделении милиции. Решение судьи в обоих случаях оказалось довольно мягким.
Несмотря на то, что никаких ходатайств и положительных характеристик с места работы водитель Н. не предоставил, судья дала двое суток. Причем, сутки, которые он отсидел до суда, были включены в общий срок ареста. Это довольно редкий случай. Чаще всего бывает наоборот — приходится полностью отсиживать срок, назначенный судьей. Время, проведенное в отделении милиции до заседания суда, в зачет не идет. Да и водителей, которым выносят наказание в виде ареста за неуплату штрафов или управление автомобилем в состоянии опьянения да еще без прав, подвергают более жесткому наказанию — от минимальных шести до максимальных пятнадцати суток. В этом случае автолюбителей увозят на Елизавет.
За решеткой
Но водителю Н. всегда несказанно везло. Почему судья проявляла к нему такую благосклонность и без всяких ходатайств дважды выносила решение о двух сутках ареста, выяснить не удалось. Зато мы смогли представить, как проводят время под арестом в отделении милиции, в помещении, в просторечии называемом «обезьянником». Во-первых, что он из себя представляет. Это комната 2,5х5 м, которая одновременно служит столовой, спальней, туалетом и ванной. Кран и унитаз - все рядом, никаких тебе отдельных кабинок или перегородок. Когда водитель Н. попал туда в первый раз, вместе с ним до вечера здесь коротали время десять человек, но никакого чувства стеснения из-за отсутствия отдельного санузла никто не испытывал. Все мысли об одном - поскорее выйти на свободу.
Туалет занимает около трети всей жилой площади, примерно еще половину - деревянная лавка, которая служит одновременно кроватью. Засунул под голову бутылку-полторашку с питьевой водой - и постель готова. Спать можно сутки напролет - окон здесь нет, поэтому закатов и рассветов не видно. Чувство времени полностью трансформируется. Хронологически время делится на две половины — ожидание суда и ожидание выхода на волю. Правда, в первый раз уснуть водителю Н. мешали клопы. Но сейчас в Пышминском отделении сделали ремонт. Условия пребывания значительно улучшились - мебель осталась прежней, а клопы исчезли.
В отличие от тюрьмы, здесь не предусмотрены прогулки, перекуры и горячее питание. Правда, водитель Н. вспомнил, что однажды приносили кастрюлю с супом и одноразовую пластиковую посуду. Он полагает, что это была исключительно личная инициатива дежурного милиционера. Если дежурит сердобольный сотрудник, он и чайку может заварить. Но в таких условиях нашему автолюбителю было не до еды. Он даже смотреть не стал, что там в кастрюльке приготовлено. Кому-то из арестантов родственники принесли печенье. Но водитель Н. плохо себе представлял, как в такой духоте да еще в крайне тесном соседстве с алкашами-буянами и бомжами можно есть выпечку. Здесь нет ни окон, ни тем более кондиционеров, только аромат перегара разной степени выдержки, запах пота и немытых несколько месяцев тел. Да миазмы, вспомним, расположенного в двух метрах унитаза.
Мысли по поводу
Никаких мыслей за двое суток, проведенных натощак на двенадцати квадратных метрах государственной площади, у автолюбителя Н. не возникло. Хотелось одного — поскорее вернуться домой и вымыться. Но кое-какие выводы из этих двух историй он все же сделал. Во-первых, зарекся ездить пьяным. Во-вторых, зарекся сидеть под арестом, даже если судья дает всего двое суток. Правда, и оставаться на приколе только из-за того, что у него нет прав, водитель Н. не собирается. Выход видит в том, чтобы изменить стиль вождения: снизить скорость до 40 км/ч, ездить спокойно в крайнем правом ряду и использовать ремни безопасности. Все для того, чтобы не давать инспекторам ГИБДД лишнего повода для остановки. А если все-таки поймают, бросать машину и бежать. Ее потом можно забрать со штрафстоянки. Это лучше, чем еще раз сидеть в «обезьяннике», даже без клопов.
За какие нарушения предусмотрен арест до 15 суток
Ст. 12.7 ч. 2 КоАП: Управление транспортным средством водителем, лишенным прав
Ст. 12.8 ч. 3 КоАП: Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим либо лишенным прав
Ст. 12.26 ч. 2 КоАП: Невыполнение водителем, не имеющим или лишенным прав, требования сотрудника милиции пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Ст. 20.25 ч. 1 КоАП: Неуплата административного штрафа в срок.